Кришна -
Верховная Личность Бога
Вайшнавизм
Кришна
- Абсолютная Истина
108
вопросов и ответов о Господе Джаганнатхе
А.Ч.Бхактиведанта
Свами Прабхупада
Фотогалерея
Господа Кришны
Вайшнавизм - это теистическое
философско-религиозное учение, главная черта которого – почитание Вишну
как Верховной Личности Бога. Другими словами, вайшнавизм - то же самое,
что и вишнуизм, одно из двух основных течений индуизма. Термин «вайшнавизм»
образован от слова вайшнавы (санскр. «принадлежащие Вишну», «относящиеся
к Вишну»), самоназвания последователей этого учения и принят в индологической
литературе на английском языке. В данном очерке речь будет идти о бенгальском
вайшнавизме, т.е. о том направлении вайшнавизма, последователи которого
признают Кришну верховной ипостасью Бога, а Вишну отводят второстепенную
роль и считают одним из воплощений Кришны (об этом различии еще будет
сказано). Поэтому бенгальских вайшнавов называют также кришнаитами.
Однако мы все-таки быдем пользоваться термином вайшнавы, а не кришнаиты,
во-первых, потому что современные кришнаиты сами называют себя вайшнавами,
а во-вторых, потому, что слово «кришнаиты» употребляется у нас обычно
с некоторым негативным оттенком.
Основоположником бенгальского вайшнавизма был величайший индийский
религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтанья (1486-1533), который
провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным
духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения
и национальности, является Бхакти, путь любви и преданности Богу. Вероятно
благодаря такому универсализму именно бенгальский вайшнавизм в отличие
всех родственных ему традиционных течений индуизма смог выйти за пределы
Индии и укорениться на чуждой ему, казалось бы, западной почве.
Движение современных последователей Шри Чайтаньи, которое называют
«движением сознания Кришны» (Hare Krishna Movement), существует ныне
практически во всех странах мира, в том числе и в России. Нынешние кришнаиты-вайшнавы
- наследники богатейшей духовной традиции, хотя, разумеется, нельзя
сказать, что вайшнавская культура всеми ими полностью впитана и освоена.
Процесс этого освоения а также поиск вайшнавизмом своего места в западной
и российской культуре продолжается.